Что я узнал за год преподавания в Британке

Alex Memus
11 min readAug 30, 2018
MAD4 еще не понимают, что их ждет ближайший год

В прошлом учебном году я впервые начал читать лекции в тру университете, Британской высшей школе дизайна. Это был крутой опыт, который перевернул мои представления и об эффективном образовании и принес много радости (когда студенты пришли на последнюю защиту, я был за всех супер горд). На курс Дизайн Мобильных Приложений (он же MAD) я попал, потому что за год до этого был в жюри предыдущего курса, познакомился с кураторами и понял, что хочу с ними поработать. В итоге, когда в прошлом году у них появилась вакансия преподавателя на блок продукт, я сразу предложил свою кандидатуру. Все остальное — уже история.

Я не буду в этой статье подробно вдаваться в формат всего курса. Во-первых, я там был лишь один из нескольких преподавателей и проводил занятия только по продукту. В проектировании, дизайне, презентациях и куче всего остального ребят прокачивали другие преподаватели. Во-вторых, мне самому сейчас намного интереснее порефлексировать над тем, чему я сам научился за этот год в роли преподавателя и как поменялись мои представления об образовании. Если же вам хочется узнать подробнее про сам курс, то напишите его куратору Сергею Гальцеву.

Если подвести итоги, то главный инсайт для меня — это разрешение конфликта в моей голове между унылым условно-советским образованием и между современными и веселыми форматами воркшопов. С одной стороны, в постсоветской системе образования я просидел за партами 17 лет жизни (фак!). И если вынести за скобки 5 клевых преподавателей по физике за мою жизнь (Кембровский, Сенюк, Мельниковский, Федичкин и Семендяев — вы герои), то в школе и универе мне было откровенно скучно. Да и мало какие знания реально осели в голове и пригодились в карьере (привет, минские школы и Физтех). С другой стороны, все свои значимые для карьеры и жизни знания я получил на воркшопах уже после универа (привет, МакКинзи, ustwo, Hive и Школа Маскелиаде). При этом такие воркшопы были короткие (максимум 6 недель), веселые и интерактивные.

Приступая к курсу в Британке, мне хотелось делать что-то взрывное и интерактивное. Но я боялся и ограничивал свою фантазию образом серьезного профессора в очках на носу (я как раз тогда начал носить очки :). По итогу клевого года со студентами, я могу сказать, что боялся абсолютно зря. Даже мои самые дикие идеи в итоге сработали куда лучше, чем затянутые лекции. Когда студенты пробовали делать — они действительно учились. По мере продвижения курса, протухшие идеи из моего прошлого образования выветрились и из моей головы. Спасибо вам за это, MAD4.

Выводы я разбил на три части. Сначала я расскажу про свои общие наблюдения про студентов и мои лекции, сделаю своего рода анализ ситуации, чтобы понять как лучше выстраивать программу обучения. Дальше немного расскажу про свои ошибки, чтобы в этом году их исправить и преподавать лучше. И наконец я расскажу про форматы и механики занятий, которые сработали лучше всего. Поехали.

В следующую секунду я запрыгну на стул

Общие наблюдения про преподавание и про студентов

Дисклеймер. Я буду обобщать свои наблюдения, чтобы самому лучше их понять. При этом я отлично понимаю, что каждый студент уникален и требует личного подхода. Двух одинаковых людей не бывает. Averages или обобщения я делаю только для того, чтобы точнее проработать канву программы MAD5 на следующий год. Это как user persona — всего лишь инструмент для затачивания итогового продукта: программы курса. Кстати, персона студента примерно такая: 28 лет, живет в Москве, уже работает дизайнером в смежной области, платит за курс из своего кармана и хочет стать дизайнером мобильных приложений. Так что все мои дальнейшие наблюдения качественные и сделаны только по этой выборке :)

Итак, что я понял за год преподавания в Британке:

  • Студенты не привыкли заканчивать и релизить проекты. Мне кажется, что это прямое наследие советской системы образования, которая не сфокусирована на проектах. Привычки как можно скорее закончить проект, показать его людям и двинуться дальше — нет. В итоге получается как с плохим продуктовым процессом: новые фичи добавляются в MVP, релиз откладывается, откладывается и откладывается. Стресс с каждой неделей задержки растет. Вот как то самое бесконечное написание диплома в универе. При этом для карьеры умение релизить, пусть даже плохое и “неготовое” — это ключевой скилл. Ведь только так можно стать заметным и получить фидбэк от реального мира. → Так что в этом году я внедрю еще больше мини-проектов с презентациями и показов работы студентов вовне.
  • Максимальный эффект дали игры и упражнения с погружением. Да, их сложно делать и проводить (сложнее чем банальную лекцию). Зато в процессе всем весело, а значит студенты не боятся пробовать и открыты к новому. И одно “проживание” опыта стоит сотни повторов теории от преподавателя. Я до сих пор помню, как студенты поняли важность правильных вопросов клиенту, когда целый час не могли продать снежинки, а потом наконец смогли. В этот момент теоретическая концепция заменилась на интуитивное понимание.
  • Похвала работает лучше критики. Вспомните последнего преподавателя или руководителя в своей жизни, который вас хвалил и помогал вам прокачивать ваши сильные стороны. Тяжело? Вот и мне показалось, что студенты боятся пробовать новое и делать, потому что за годы критики в школе и универе отвыкли от безопасной среды для обучения. Канеман рассказывает в своей книге “Thinking Fast and Slow”, что критика только кажется полезной из-за регрессии к среднему: после очень плохого результата студент скорее всего покажет свой средний результат (независимо от вашей критики), что будет кажущимся улучшением. В реальности же похвала и подчеркивание сильных сторон работают куда эффективнее. → В следующем учебном году я постараюсь вообще выпилить критику из своего стиля преподавания.
  • Студенты привыкли работать поодиночке, а не в командах. Особенно хромает распределение ролей и стримов работ в длинных проектах. Так что просто сформировать команды для работы и дать задания — недостаточно. → Тимбилдинг и основы эффективной работы в команде мы в итоге сделали частью нашего курса. Ведь вне стен Британки студенты будут работать именно в командах.
  • Каждый раз случайно делить студентов на команды для упражнений — боль и отвлекает от самого обучения. Так что я дико обрадовался, когда выпускники MAD2 запилили приложение, которое делит ребят на команды нужного размера автоматически и рэндомно. Это огонь!
  • Интервью с пользователями — жесть. Самая сложная тема всего моего блока оказалась про проведение интервью с пользователями. Не то чтобы это был сюрприз, по своему опыту я знаю, что даже практикующие продакты стремают делать интервью и показывать прототипы наружу. Но для дизайнеров — это оказалась самая тяжелая задача. Выходить из аудитории в реальный мир было страшно, а задавать unbiased вопросы — почти невозможно. → В этом году оставлю на эту тему больше времени и практики.
  • Из забавного, наблюдая за работой студентов, я начинал рефлексировать и замечал свои косяки в работе с продуктом. И это самый кайф от преподавания: не только помочь ребятам стать профессионалами, но и найти мои личные blind spots для прокачки. Да-да, я тоже затягиваю релизы (хоть скорее в жизни, чем в работе) и склонен к критике. Я работаю над собой :)
Мой самый информативный слайд

Мои факапы

Вообще, у меня получилось все сильно лучше, чем я ожидал. Я даже получил от студентов рейтинг 92% (йеее! ну хвастаюсь немного, да :). И сам остался очень доволен прогрессом студентов и результатами их работы. Но кого я обманываю, и у меня были факапы.

Что не сработало:

  • Длинная теория. В одно из занятий я все-таки попробовал впихнуть много теории. В итоге, устали студенты, устал я и все равно пришлось захватить следующее занятие на ту же тему. → Так что длинную теорию точно в топку.
  • Ролевые игры. Во время тренингов МакКинзи мы весело отыгрывали роли CEO, CTO и других C-level персонажей. Внедрить такой формат в свой курс мне пока не удалось. То ли скрипты были не те, то ли ситуации. Не понимаю пока, как это работает. → Буду пробовать еще.
  • Приезжать впритык. Пунктуальность — не моя сильная сторона. Я дал себе слово ни разу не опоздать на занятие и в итоге его сдержал. Но несколько раз я приехал впритык к началу, и это был стресс для меня. Из-за стресса те лекции я провёл несколько хуже (или как минимум чуть сбил вайб). → В этом году постараюсь приезжать с запасом в 15 минут.
  • Слишком мало занятий во втором семестре. В марте я улетал в Патагонию, и потому прочитал только несколько лекций по продукту. Эстафету подхватил потрясающий Женя Бондарев и прочитал остальные лекции даже лучше меня. Но все же смена преподавателей студентам далась с трудом. И пока у нас нет выделенного арт-директора для каждого проекта на весь семестр, лучше ставить одного преподавателя на весь блок. → В этом году постараюсь подгадать с графиком к обоим семестрам.
  • Форматы, где студенты обучают друг друга. Мне очень хотелось, чтобы студенты делились друг с другом знаниями и опытом. Но в итоге этот механизм сработал только внутри команд. А так все-таки студенты видели опыт у меня, но не у своих соседей по парте. → Буду в этом году искать, как починить этот формат. Пока думаю устроить Печа Кучу в начале семестра.
  • Я сутулился. Это я понял, когда впервые увидел фотки с занятий. Не то чтобы я раньше думал, что всегда хожу с ровной спиной, но вот фотки показали это так явно. → Так что последние полгода я слежу за осанкой и исправляюсь. Статью сейчас пишу с ровной спиной.
Победители челленджа с маршмэллоу

Работающие механики и форматы

Напоследок я составил список упражнений и механик занятий, которые сработали отлично. Так что для MAD5 я точно заберу такие форматы:

  • Начать занятие с icebreaker. Каждое занятие я начинал с айсбрэйкера. Поначалу стеснялся, но потом понял, что чем стыднее задание, тем веселее получается в итоге. Айсбрэйкеры оказались супер важными. Они помогли студентам быстрее подружиться (мой блок открывал программу для совсем еще незнакомых друг с другом студентов). Еще айсбрэйкеры помогали поднять энергию в аудитории. В будни студенты приходили на занятия после работы и это был отличный способ переключиться в новый режим после тяжелого рабочего дня. Cтуденты сразу подключали свое внимание к происходящему в аудитории. У меня не было какого-то статичного списка упражнений. Перед каждым занятием я гуглил слово icebreaker и выбирал тот, что резонирует именно сегодня (например, вот на этом сайте).
  • Попросить студентов подвести итоги занятия. На курсе Learning How to Learn я узнал, что лучший способ запомнить информацию — это попытаться самому воспроизвести ее по памяти (сделать recall, вспомнить все). Именно в этот момент мозг формирует новые связи и понимает, где в знаниях остались пробелы. Так что в конце каждого занятия я просил студентов и студенток назвать главный инсайт за сегодня. Во-первых, это была крутая традиция, чтобы обозначить конец занятия. Во-вторых, это позволяло студентам несколько минут порефлексировать над тем, что они изучили сегодня. В-третьих, это был отличный фидбэк для меня, смог ли я донести те идеи, что планировал изначально или какие-то темы нуждаются в дополнительной проработке.
  • Короткий блок теории с упражнением на закрепление сразу после. По моим замерам, через 30 минут теории все уже точно засыпают и клюют головами, как бы энергично я не подавал контент. Поэтому я старался давать теорию блоками 15–20 минут и сразу после такого блока — упражнение на закрепление знаний. Это был отличный ритм и с точки зрения энергии в классе и с точки зрения усвоения концепций. Без упражнений студенты запоминали меньше материала (даже с короткими блоками теории). И да, это запара придумывать и тестировать эффективное упражнение на каждый кусочек теории. Но разве не в этом и заключается работа хорошего преподавателя?
  • Игры вместо лекций. Две самые удачные за курс были маршмэллоу челлендж (как иллюстрация быстрого прототипирования и эффективной командной работы) и продажа снежинок (как иллюстрация custdev и правильных вопросов клиенту). После игр скилл студентов прокачивался скачком. И именно их они потом вспоминали с особой теплотой после.
  • Регулярные ответы в Slack. У каждого курса MAD есть свой Слэк, где зареганы все преподаватели и все студенты. И поначалу студенты просто офигели, когда поняли, что мне можно написать там вопрос и получить ответ. Совсем как в Слэке любого стартапа, где я работал. В итоге ведение Слэка потребовало от меня дополнительных инвестиций времени, но и результат дало отличный. Например, студенты спрашивали меня советы по касдеву, когда начинали делать его в воскресенье. И я на ходу подсказывал им и поддерживал их. В итоге, они начали задавать вопросы сразу, как они появлялись, а не терпели до следующего занятия. А скорость в таких моментах решает.
  • Раздавать публичные ачивки. Очень быстро студенты раскрылись и стали делать офигенные штуки, которые не входили в домашку и которые они придумывали сами. Мне это искренне понравилось и я завел традицию на каждом занятии отмечать 3 студентки и студента, которые сделали что-то выдающееся. Например, не просто провели касдев, а сделали первую продажу продукта. Или сняли видео про тестирование прототипа, а не только записали выводы. Таким студентам я дарил открытки на занятии (ачивки) и просил остальных студентов им поаплодировать. В итоге это превратилось в такую веселую мета-игру и студенты боролись за право попасть на доску почета, делая инициативные и креативные штуки.
  • “Talks at Google”. У Гугла в офисе есть прикольная традиция — приглашать с лекциями интересных спикеров (можете заценить на ютубе). Я сам их регулярно смотрю и скопировал такой формат для курса. Обычно я приглашал выступить продактов и менеджеров и просил их рассказать про свои стартапы или конкретную методологию на примере их компании. В итоге одни бонусы для студентов: полезный нетворкинг, живые кейсы из индустрии и новый взгляд на продукт (потому что я не истина в последней инстанции, а только еще один практик).
  • Показывать, а не только рассказывать. В целом, я старался обобщить свои знания в некоторое подобие мануалок. Например, как анализировать результаты опроса. Но в сложных кейсах оказалось эффективнее один раз показать на личном примере. Я брал табличку с результатами опроса и рассказывал, какие инсайты получил из неё сам и почему. Такое своего рода демо. В этом году я точно повторю этот опыт ещё и для интервью «в прямом эфире».
  • Делать яркие ивенты, чтобы поставить эмоциональную точку. Этот трюк я подцепил в книге «The Power of Moments». В ней авторы рассказывают, как смена обстановки и вовлечение студентов в процесс, могут создать незабываемые моменты на всю жизнь. Например, так в одной американской школе вместо экзамена по истории ребята приходят в настоящее здание суда, где устраивают слушания по делу известных исторических личностей, где одни студенты выступают как обвинение и другие как защита. В итоге они глубже понимают контент и запоминают этот момент на всю жизнь. Я так же старался провести необычные ивенты в конце каждого своего блока. Так в конце октября студенты готовились к экзамену, ботали всю ночь, а когда пришли — я устроил игру «Что? Где? Когда?» по материалу вместо экзамена (это был сюрприз). У ребят была эйфория после этого. В этом году хочу что-то новенькое, так что напишите мне, если у вас есть клевые идеи.
  • Давать домашку и поощрять работу вне класса. Тут все просто, я хочу вызывать у студентов состояние потока (flow). Поэтому задания достаточно сложные, чтобы быть challenging, но не настолько, чтобы быть страшными. Плюс я всегда старался сделать домашку веселой и интересной, чтобы ее хотелось делать. Сам с детства люблю задачи со звёздочкой в учебнике.
  • Прийти на открытую защиту. Студенты были супер благодарны преподавателям, которые пришли поддержать их на защиту. Собственно, если хотите увидеть работы студентов, то приходите и вы. Это одна из крутых традиций Британки — публично показывать проекты студентов в конце каждого семестра.

Ну вот и все.

Новый курс для мобильных дизайнеров MAD стартует в октябре. Это будет уже пятый набор. И я снова буду там преподавать. У вас осталось очень мало времени, чтобы записаться на курс: последние собеседования будут 5го сентября. Я обещаю, что будет полезно и весело.

--

--

Alex Memus

Работаю продактом, веду подкаст про фантастику “Худо Не Было”: https://hugo-nebula.transistor.fm/