Фавориты 2021: чем я вдохновлялся во время ковида

Alex Memus
9 min readJan 16, 2022

Пока новый год не разгорелся слишком ярко, я посидел-порефлексировал и составил свой топ-30 контента за 2021 год.

Правила получились такие:

  • В списке только те штуки, которые мне кажутся хорошими и важными сейчас, спустя какое-то время после оригинального ознакомления.
  • Категории отсортированы от менее значимых к более значимым по силе общего эффекта (в рамках выборки за 2021).
  • Внутри категорий порядок просто хронологический (чем меньше номер в списке, тем свежее воспоминания).

Погнали:

Сериалы

Самая бестолковая категория. Посмотрел 15 сериалов за год (засчитывается, если осилил хотя бы один целый сезон), но по большей части это фаст-фуд похуже ютуба.

30. Локи. Единственный годный сериал от Марвел (остальные я тож посмотрел, и они колеблются между невыносимым шлаком и просто проходной нудятиной). Вообще, общее больное место вселенной Марвел, что фильмы как будто сняты на одной бесконечной серой парковке, визуально их не отличить один от другого. И еще всех злодеев убивают сразу в первой части. А в Локи есть и харизматичный антигерой (сам Локи) и красивый дизайн мира.

Фильмы

Посмотрел 72 фильма за год. Всего 9 достойны внимания. Вообще, пассивное потребление контента (вроде фильмов и сериалов) мало чего оставляет в моей душе.

29. В джазе только девушки. Мэрилин Монро хот, и этого достаточно. Обычно мне сложно смотреть черно-белые фильмы, потому что приходится делать слишком много поправок на устаревшие технологии и исторический контекст. Этот же фильм смешной просто так, без скидок на возраст.

28. Большой Лебовски. Мой любимый фильм. Каждый год пересматриваю и нахожу новые смыслы. Теперь я считаю, что Чувак — буддист, конечно.

27. Форсаж 5. Летом я посмотрел все Форсажи залпом. Это было мучительно, особенно первые четыре фильма. И вот пятая часть каким-то чудом получилась идеальным блокбастером. Так не должно быть: нет в ней ни хороших актеров, ни удачного сюжета, ни красивой операторской работы. Но веселье на экране получилось искреннее.

The only thing that matters right now is the people in this room.

26. Убойный футбол. Что было бы, если бы в Советском союзе сняли комедию про кунг-фу.

25. «Дюна» Ходоровского. Всё еще лучшая документалка из тех, что я смотрел. Ходоровски сходит с ума и собирает команду мечты: Орсона Уэллса, Сальвадора Дали, Мёбиуса и Ханса Гигера. И в итоге так и не снимает фильм. Ситуация, когда неудавшаяся попытка Ходоровски лучше чем удавшаяся попытка Вильнёва.

24. Сталкер. Наверное, единственный действительно красивый советский фильм. Как хорошо, что посмотрел его в 30, а не в 20.

23. Kurt Vonnegut: Unstuck in Time. Документалка про то, как Роберт Б. Вайди (тот самый из мема с титрами) 40 лет пытается снять фильм про Воннегута и всё не справляется.

22. Москва слезам не верит. Я за свою жизнь не посмотрел ни одного советского фильма (не спрашивайте, как так получилось). А тут после переезда в Берлин решил закрыть пробелы. С дистанции воспринимать советское кино мне как-то попроще. Этот фильм еще и самый голливудский из всех по стилю подачи. Хочу теперь выпить на природе с Гогой.

21. The Room (2003). Плохой фильм, который стал культовым. Словно инопланетянина попросили снять фильм про землян. В итоге ингредиенты все вроде на месте, но вместо связного повествования получается какая-то шизофрения. У меня прям было похмелье после просмотра. Но так и должно работать великое современное искусство.

Игры

В прошлом году я прошел 27 игр (и еще 15 дропнул). Вообще, это был год, когда моя искренняя любовь к играм вернулась. Да, я больше не подросток и мне не сносит от игр башню как раньше (например, как от второй Халфы и первого Биошока когда-то). С философией и смыслами в играх слабо (хоть и не хуже чем в кино), зато прям прекрасно с вовлечением и состоянием потока.

20. Donut County. Катамари Дамаси на минималках (и в 2d). Меня такая ностальгия после нее ударила, что я заново купил Катамари на Свитч.

19. Streets of Rage 4. В детстве Streets of Rage была моя любимая игра. В ней была идеальная музыка (я до сих люблю работать под ее саундтрек), легкий киберпанк вайб и веселый кооп с друзьями на диване. У меня была японская версия на картридже, и там финальный босс задавал какой-то вопрос в конце, и в первый раз я ответил неправильно и меня просто бросило в начало игры (вот это была драма для восьмилетнего меня!). Сейчас наступила эра монетизации ностальгии: распишитесь и получайте сиквелы Звездных войн, Истории игрушек и Секса в Большом городе. Каждый раз получается какая-то шляпа. Так что я с опаской относился к Streets of Rage 4: другая студия, другой арт, 30 лет прошло. А потом запустил ее, услышал самый первый трек от Юзо Коширо (композитора оригинальной игры) и понял, что чуваки ухватили суть оригинала и сделали идеальный сиквел.

18. Ape Out. Чистый джаз от инди-разработчика Гэйба Куззилло (и еще оказывается, игра стала его дипломным проектом в вузе). Игра выглядит как микс титров Сола Басса и обложек джазовых пластинок Blue Note. Но еще круче сделан саундтрек: композитор Мэтт Бох написал 1000+ лупов на барабанах, и игра динамически строит из них трек, подстраивая темп и ритм под геймплей. Чистая магия: создать свой уникальный фри джаз альбом, просто играя за гигантскую гориллу.

17. Her Story. Первая игра, что я прошел на своем M1 Маке. Весь геймплей построен на механике поисковой строки. Что-то среднее между симулятором журналиста и детектива.

16. ABZU. Красота и чилл.

15. Spyro Reignited Trilogy. Я не играл в Спайро в детстве (моя первая PlayStation была сразу с цифрой 2). А тут решил заценить, с чего начинали Insomniac (те самые, что сделали Спайди чуть выше по списку). Сама по себе игра оказалась милая, детская и безвозвратно устаревшая. Сюда она попала чисто за саундтрек. Оказалось, что музыку к ней написал Стюарт Коупленд из The Police. И обе версии саундтрека (оригинальная и из ремастера) невероятно хороши. Собственно, меня так зацепила музыка во время игры, что я пошел гуглить, кто композитор и узнал про Коупленда.

14. The Artful Escape. Тоже музыкальная игра. По сути, интерактивный альбом, который позволяет почувствовать себя инди-рок звездой. Я так громко сделал звук, когда играл, что ко мне впервые пришли соседи ругаться. Саундтрек написал Джонни Гальватрон: рок-музыкант из Австралии.

13. Katamari Damacy. Игра из эпохи, когда игры были реально креативны (она и Shadow of the Colossus мои любимые игры с PlayStation 2). Обсессия японцев разными предметами превращена здесь в чистое веселье (и интерактивный пример того, как работает геометрическая прогрессия). Зацените саундтрек.

12. Return of the Obra Dinn. Снова инди, теперь от Лукаса Поупа (того самого, что сделал Papers, Please в 2013). Обычно, я не очень люблю игры-головоломки (они никогда не дотягивают до глубины олимпиадных задачек по физике), но тут просто влюбился. Обра Динн — идеальный симулятор детектива (и метода дедукции).

11. Assassin’s Creed Unity. С ноября 2020 я аккуратненько проходил один AC за другим (лучший всё ещё второй, про Эцио). Это не очень хорошие игры, но зато неплохие обучалки тайм-менеджменту. 🤷‍♂️😅 Про Unity раньше я слышал только плохое (и скорее всего на момент релиза играть в нее действительно было невозможно). Но с тех пор критические баги пофиксили, а на Series X она выдает стабильные 60 fps. В список же она попала чисто за Париж. Он настолько красив здесь, что мне впервые в жизни захотелось в него съездить. Open world может и плохие игры, зато классные путешествия.

10. Sniper Elite 4. Включил случайно на Game Pass и жутко втянулся. Медленная и методичная игра про снайпера. Выглядит как говно, я путался в кнопках до последней миссии. Но это первая стелс игра, которая меня затянула по-настоящему. Почему-то очень интересно маскировать выстрелы из снайперки под шум пролетающих самолетов. Я несколько раз до этой игры пытался играть в Хитмана, но так и не смог поймать кайф. А тут смог. Лучший Хитман оказался про американского спайпера 🤷‍♂️

На пути в Компостеллу, Джейсон: https://www.chookandgeek.ru/product/na-puti-v-kompostelu

Комиксы

Я читал много комиксов, когда учился в универе (тогда как раз открылся первый Чук и Гик и вышел айпад с ретиной). А потом Марвел начал клепать фильмы, и они как-то целиком заместили комиксы из моей медиа-диеты. Я несколько раз пытался вернуться к медиуму, но что-то шло не так. То ли серии мне попадались не те (только Paper Girls прочитал запоем в Патагонии), то ли супергерои меня просто утомили (а разбирался я только в них).

В прошлом году я влюбился в комиксы заново и даже втянул ребят сделать целый сезон подкаста на эту тему. За год набежало 60 комиксов (некоторые омнибусы были по 1000+ страниц!). Вот лучшие из них:

9. MIND MGMT. Самый странный (и даже спорный) комикс в этом списке. Мэтт Киндт строит целую вселенную, основанную на теории заговора и парапсихологии. Еще он потрясающе рисует акварелью (это вообще первый комикс в такой технике, который я встретил). Придумывать детали у Мэтта получается лучше чем концовки, поэтому лучшие тома: первый и второй (из шести). Если у вас хватит силы воли остановиться после них, то прочитаете прям инди-шедевр.

8. На пути в Компостелу. Биографический комикс Джейсона про то, как он прошел Камино де Сантьяго. Я как-то встречался с барышней, которая хотела пройти камино просто потому, что это модно (в 2019 там было 350 000 паломников, например). На основе ее рассказов мне показалось, что это дурь полнейшая (справедливости ради, с мудростью у меня тогда дела обстояли так себе). После комикса Джейсона я понял, что вообще-то это отличная идея устроить паломничество такого сорта. Должно быть похоже на випассану, только в движении. Потом я почитал и другие комиксы Джейсона: они все хорошие, но “На пути в Компостелу” — всё-таки мой любимый.

7. Batman by Grant Morrison. Монументальный ран Моррисона на Бэтмене я начинал несколько раз, но каждый раз не вывозил. Моррисон — странный. Например, у него есть книга Супербоги, где он пытается сначала пересказать историю американских комиксов, но постепенно срывается в детальное описание своих трипов на психоделиках (утверждается, что они вдохновляли его писать комиксы). Ран Моррисона как раз такой: психоделичный, запутанный и с потрясающим артом от Фрэнка Куайтли. Похоже, мне потребовалось сначала отучиться на Физтехе, чтобы вывезти такую сложносочиненную историю.

6. Invincible. Комикс про супергероев от Роберта Киркмана (того самого, что придумал Ходячих мертвецов). Комикс огромный: три омнибуса по 1000+ страниц. И это самое затягивающее, что я читал в своей жизни. Я не знаю, как Киркман это делает, но остановиться просто невозможно. Ту неделю, что я читал “Неуязвимого”, я очень мало спал. По сути, этот комикс делает с жанром супергероев то, что Игра Престолов сделает с сериалами и фэнтези чуть позже.

5. East of West. Хикман пишет вестерн, Драготта рисует фантастику. Получатся зажигательная креативная смесь. Словно попадаешь на свидание освобожденного Джанго и Лилу из Пятого элемента.

В стороне от больших дорог, Павел Клушанцев

Книги

32 книги я прочитал в прошлом году. В основном, это были нон-фикшн и фантастика (снова спасибо подкасту). Сильнее всего запомнились эти четыре:

4. Звездный десант, Роберт Хайнлайн. Thought-provoking. Фильм Верховена отлично ее дополняет.

3. Без остановки, Брайан Олдисс. Летом я тусил в Тбилиси и познакомился на вечеринке с кинооператором из НЙ. Он рассказывал про съемки, я рассказывал про подкаст. И он такой говорит: “Я тут недавно прочитал книжку Non-Stop. Хорошая.” А я взял и прям в тот же день ее скачал и прочитал за ночь. Сама книжка не то чтобы гениальная (просто годная). Но как же круто было последовать рекомендации сразу, мгновенно, а не спустя месяцы или годы. Словно я снова стал подростком, которому одноклассник рассказал что-то интересное. Давно такого не было.

2. Убийство времени, Пол Фейерабенд. В прошлом году я начал попытки зарубиться в философию. Поскольку я думал, что немного секу в науке, то для начала взялся за манускрипт “Против метода” Пола Фейерабенда (мои иллюзии про то, что я хоть что-то в этой самой науке понимаю, очень быстро развеялись). “Против метода” я не дочитал до сих пор, зато случайно увидел на полке в московском книжном “Убийство времени” и купил ее. Это автобиография Фейерабенда. Он был дикий. Вот мой краткий и неполный пересказ его жизни: Пол родился в Вене, выучился на офицера СС, постреливал в красноармейцев под Псковом, получил пулеметную очередь в спину, стал инвалидом (и импотентом), вернулся в Вену, стал учиться на оперного тенора, передумал и вступил в философский кружок, трижды женился, стал профессором в Беркли, придумал концепцию эпистемологического анархизма. Фейерабенду, конечно, дозволено всё.

1. В стороне от больших дорог, Павел Клушанцев. В 1994 году в голливудском киножурнале вышла статья “Клушанцев — русский волшебник фантастики”. После прочтения его биографии я понимаю почему. У Павла довольно трагичная история: в совке ему сложно было работать и из-за дворянского происхождения и из-за общей цензуры. В итоге, он даже ушел из кино и последние 30 лет жизни занимался другими вещами (например, писал годный научпоп для детей). В подкасте мы обсуждали его фильм “Планета Бурь” (правда, эпизод выйдет только весной). Так вот, еще до записи эпизода мой соведущий Паша рассказал про автобиографию Клушанцева. Я решил основательно подготовиться к записи и прочитать ее. “В стороне от больших дорог” издали еще в 2016 небольшим тиражом и купить сейчас ее уже негде. Я гуглил-гуглил и нашел упоминание, что она есть в библиотеке Гаража. Я записался по email и приехал. Библиотекарь шикнул на меня, что я не перешел на шепот, когда спросил где искать Клушанцева, но найти книгу помог. В читальном зале сидели юные девицы с цветными волосами и что-то переписывали от руки в бумажные тетради. Я сел к ним за стол и не отрываясь прочитал всю книгу за три часа.

Кажется,

теперь остается только пообещать себе побольше читать книг и поменьше смотреть сериалов в 2022ом.

--

--

Alex Memus

Работаю продактом, веду подкаст про фантастику “Худо Не Было”: https://hugo-nebula.transistor.fm/