Гид по Беларуси: как поехать и что посмотреть

Alex Memus
10 min readAug 23, 2018
Церковь Святого Архангела Михаила в деревне Сынковичи, XVI век

Короче, недавно я вернулся из длинного путешествия на полгода. Я побывал много где в Европе и в Латинской Америке. Но к моему большому удивлению самый бум в моем инстаграме вызвал автотрип по Беларуси. В этой самой Беларуси я родился, ребенком мало куда выезжал из Минска и со страной у меня были отношения весьма спорные. Поэтому после своего тридцатилетия в деревне Мемус я решил объехать Беларусь на тачке и составить более объективное впечатление о ней. В итоге трип задался, приключения я нашел и даже решил составить этот гид.

Я постарался сделать гид максимально практичным, чтобы он снимал часть головной боли при подготовке путешествия по Беларуси. Структура довольно простая. Текст разбит на 6 тем: что смотреть, как попасть в страну, как ехать, как раздобыть комфорт, где жить и где есть. Так что можете сразу скипать до самой интересной для вас темы. Для удобства я их отбил своими фоточками. В конце статьи я добавил личный топ мест и экспириенсов за поездку, это самая субъективная часть, чисто для веселья. Погнали!

Кажется, я сделал передовицу для газеты “Вечерний Минск” :)

Что смотреть

Перед поездкой я себе поставил цель: найти что-то интересное для себя в Беларуси. В итоге у меня получился примерно такой список того, что стоит посмотреть:

  • Хвойные леса, пшеничные поля и маленькие озера. Если любите такую природу, то супер. Людей в Беларуси мало, природы много. Вы увидите леса и поля из окна машины вдоль любой дороги. И всегда можно выйти и позалипать.
  • Раскопки древних деревянных поселений. Я нашел такие в Турове и возле Брестской крепости. Старые срубы домов из бревен на фоне мха вызвали у меня ощущение такой деревянной Шотландии (по духу), а на самом деле что-то похожее до этого я видел только в Великом Новгороде.
  • Кирпичные церкви-крепости и замки 16–17 веков. Например, Мурованка, Сынковичи и Мирский замок. Тут самый шик оборонительной и такой немного местечковой архитектуры. Строили из кирпича и красные здания до сих смотрятся выигрышно. Я раньше оборонительные церкви видел только в Трансильвании, там они помасштабнее будут, но в белорусские я тоже влюбился.
  • Старые церкви и усадьбы 18–19 веков. Тут большого шика по сравнению с Европой нет, но есть крутой вайб рушащейся истории. Большинство зданий не отреставрированы и представляют собой или заброшку или руины. Я поймал кайф, когда один лазил по заколоченным зданиям с осыпающимся полом. Есть и отреставрированные тоже, но они меня впечатлили сильно меньше.
  • Полузаброшенные деревни с деревянными домами с наличниками. Меньше всего советский союз коснулся именно деревень. Там раздолье такого простого сельского быта и колорита. Самый шик — поговорить со старыми бабушками и дедушками, которые живут в них. Но готовьтесь к трасянке (об этом будет дальше).
  • Военные монументы и музеи о второй мировой. Война в Беларуси заняла еще больше идеологического места, чем в России. Фраза “Лишь бы не было войны” стала своеобразной миссией страны. Самые искренние монументы поставили сразу после войны (Хатынь и Брестская крепость реально производят сильное и мрачное впечатление). Музей ВОВ в Минске, построенный уже после союза больше напоминает оду советскому оружию, но все равно интересный.
  • Советская архитектура. Учитывая уровень разрушений после второй мировой, в Беларуси расцвет послевоенной советской архитектуры. Есть целые районы из бетонных девятиэтажек со своей пост-апокалиптической красотой. Есть бруталистский кич вроде здания библиотеки в Минске, похожем на Звезду Смерти. Есть целые города со зданиями только после сороковых, похожие на диснейленд про советский быт. В этом есть свой шик.
  • Музыка. Я больше кайфанул от уже почти постмодернистского Славянского базара (берите билеты на открытие или закрытие и убейте внутреннего критика на несколько часов :). Но в Беларуси можно попасть и на концерт вполне адекватных музыкальных групп. На ум сразу приходят Ляпис 98, BRUTTO, Разбiтае Сэрца Пацана, Серебряная Свадьба и ЛСП, хотя скорее всего мой список может быть уже и неактуальным.

В целом, если обобщать, то западная и центральная Беларусь (давайте решим, что примерно левая половина страны) мне показалась более интересной культурно. На востоке меня зацепили только Витебск (Славянский базар!) и Наровля (оттуда родом мои дедушка с бабушкой по маминой линии). Зато в восточной половине я больше наслаждался фактурой деревень и разговорами с местными жителями. Так что круто было объехать именно всю страну целиком.

Свой маршрут я составлял по четырем источникам:

  • Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вообще, списком ЮНЕСКО я пользуюсь перед перед любым своим трипом, в него реально годные места внесены. Это как Оскар или премия Хьюго в мире путешествий. На вики список мест в Беларуси небольшой, и все они достойные.
  • Гид Lonely Planet. В этом гиде тексты на английском и написаны для иностранцев. И в этом есть своя прелесть. В нем чуть меньше мест растиражированных в белорусских учебниках истории (которые до сих пор хранятся в моей памяти) и чуть больше мест, интересных неподготовленному туристу. Например, про новый музей ВОВ в Минске и про музей Шагала в Витебске я узнал именно у них.
  • Глобус Беларуси. Ребята собрали, сфоткали и отранжировали все или почти все интересные архитектурные объекты в Беларуси. Именно тут я узнал про всю крутую заброшку. На сайте есть уже готовые топы мест, удобно составлены списки объектов в разрезе областей и даже составлены целые маршруты. Самой интересный маршрут — по замковому поясу. Я его пока пропустил и оставил на сладкое, на следующую поездку (потому что в этих замках в детстве уже все-таки был).
  • Гайды от 34travel.me. Ребята собрали и приятно сверстали гиды по всем важным городам Беларуси. Внутри рекомендации по архитектуре и музеям (хорошие и понятные), и по еде (тут не везде актуальные).

Музеи в Беларуси стоят сущие копейки (pun intended). Например, за посещение места раскопок остатков древней деревни в Турове я заплатил 71 копейку (да, именно с такой точностью), это примерно 40 центов или 25 российских рублей. Единственный относительно дорогой музей был музей ВОВ в Минске, где я отдал за билет целых 5$.

Типичная белорусская деревня

Как попасть в страну

Международный аэропорт в Беларуси всего один и находится он в Минске. Из Москвы туда летает Белавия, Аэрофлот и Уральские авиалинии (skyscanner вам в помощь). Именно в этот аэропорт я и прилетел (хоть и из Амстердама :). Прямо в нем можно взять тачку напрокат или докатить на автобусе в город за какие-то смешные деньги (типа 2$).

Еще в страну можно добраться на поезде или своей машине, вот в этой статье рассказано про все опции.

Если вы читаете этот текст на русском, то виза вам скорее всего не нужна. Вот в этой статье есть список стран для безвизового въезда (Россия и Украина, разумеется в нем). Кроме того для аэропорта Минск сделали специальные условия с безвизовым въездом на 30 дней. В этом списке стран еще больше, даже Литва и Япония есть.

Черейское озеро возле Белой церкви

Как ехать

Машину напрокат можно взять прямо в аэропорту. Правда там нет стоек с компаниями, поэтому скорее всего просто человек привезет вам машину на парковку. Я смотрел тачки в агрегаторе Rentalcars.com и на местных сайтах FordRent, Samokat и West Group (готовьтесь к дизайну из нулевых). Взял в итоге у West Group, потому что согласились на мои свеженькие права без стажа и цены были ниже чем у международных прокатчиков. Но дальше это была только боль: в день до приезда они пытались поменять машину на другую, опоздали на час к моему прилету в аэропорт и даже обвиняли меня в своих факапах. Так что советовать их ну никак не могу. Но отмечу, что с сервисом в Беларуси беда почти везде (хоть в прокате, хоть в рестике, хоть в магазине).

Платить за тачку придется наличными в белорусских рублях и еще оставить залог ~100$. В аэропорту есть банкоматы, так что снять белорусские рубли не проблема. Про деньги мы еще поговорим подробнее чуть ниже. Если хотите выезжать на машине за пределы Беларуси (как делал я), то нужны дополнительные бумажки и могут поднять стоимость аренды. Прокат Kia Rio на месяц мне обошелся примерно в 900$.

В Беларуси ключевые автомагистрали платные (тут список и карта). Платить не придется, если ваша машина прокатная или зарегистрирована в Беларуси, России, Казахстане, Армении или Киргизии. Если нет, то потребуется покупать специальный девайс, потому что будок для оплаты нет.

Вообще, дороги довольно хорошие, а водители весьма паршивые. Водят агрессивно и по духу похожи на аргентинцев (а не финнов, к сожалению). Хотя, если ты из Москвы, читатель, то тебя уже ничем не удивишь. На автомагистрали можно ехать 110 км/ч, на обычной дороге — 90 км/ч и в городах и деревнях — 60 км/ч. При этом соблюдает скоростной режим в лучшем случае только половина водителей. В целом, ехать все равно приятно, потому что дороги пустынные и этих самых водителей мало (я правда избегал московской трассы, там поживее трафик).

Вся страна примерно 600 км в самом широком месте, так что если водитель опытный, то быстро доедет в любую точку. За две недели путешествия я видел гаишника только один раз, он останавливал лихачей за превышение. На дорогах есть скоростные камеры. Автостопщиков тоже почти нет. Я хотел подвозить людей, поэтому я подбирал местных жителей на автобусных остановках. Поначалу все они крайне скептически относились к тому, что я готов их подвезти просто так. Зато потом рассказывали смешные истории про свою жизнь (например, доярка рассказала, что стерпит любую прическу сына, лишь бы не красился :)

Главный монумент в Брестской крепости, 30 м в высоту

Как раздобыть комфорт

Для приятного трипа вам потребуются:

  • Деньги. В стране можно платить только белорусскими рублями. Сейчас курс был примерно 2 белрубля = 1 доллар. Я снял немного кэша, но он почти не понадобился (платил им только за некоторые букинги и музеи). К моему удивлению, в большинстве мест можно заплатить картой. Мой Mastercard работал без проблем даже в самых мелких и странных магазинах.
  • Русский язык. На котором почти все и говорят. За всю поездку белорусский язык я встретил только на одном плакате, на одной вывеске и в одной передаче на радио. В глубинке правда говорят на трасянке: такой смеси русского и белорусского языков. Именно на ней я слушал самые колоритные истории от попутчиков в машине. Если понимаете украинский, то поймете и трасянку, если нет — то может быть странно.
  • Симка с интернетом. Я взял за 3$ симку velcom на 5 Gb. Правда не знаю, можно ли взять ее на небелорусский паспорт. Как нормально пополнять ее я так и не понял, поэтому каждый раз искал офис velcom и тупил в автомат с ужасным интерфейсом (типа стареньких qiwi). Еще в Беларуси есть операторы МТС и life:).
  • Приложение с картами. Я тестировал Google.Maps, Яндекс.Карты и Maps.me. Карты оказались неточные у всех (раза три номера домов, где я жил, не были на них отмечены вообще). Яндекс работает чуть получше, Maps.me работает оффлайн (и сделан белорусской командой). Но в итоге я все равно пользовался Гуглом и для прогулок и для автонавигации, даже несмотря на его неточность (вот она сила дефолтного приложения).
  • Жетоны для метро. Только в Минске есть метро, зато в нем можно купить винтажные розовые жетоны для оплаты. В остальных городах остаются только автобусы и такси. Uber есть только в Минске, а Яндекс.Такси добрался и до некоторых областных центров (в Витебске и Гомеле есть, а в Бресте — нет). Заказывать такси по телефону для меня было дикостью, так что я заценил только Убер в Минске (после объединения с Яндексом работает ужасно, карта тупо не обновляется) и Яндекс в Гомеле (послушал шансона немножко). А в остальных городах много гулял пешком.
Костел Девы Марии в деревня Смоляны, XVII — XVIII век

Где жить

Я поехал в автопутешествие в июле и августе и не бронировал отели заранее. В итоге мне всегда удавалось найти жилье на следующий день вечером накануне (за неделю я забукал только квартиру на Славянский базар). Так что даже в сезон (если вообще в Беларуси существует сезон) с жильем проблем не было. В среднем за номер в гостинице или апартаменты получалось 20–40$ за ночь. Обычно жилье выглядит как советский санаторий, но я был к этому готов.

Искать варианты жилья неудобно. Я как всегда старался пользоваться Airbnb и Booking, но работают они из рук вон плохо. Вариантов мало, отзывов нет, хосты тупят. В крайних случаях я искал отели в Гугле и звонил им (да, блин, звонил), чтобы забронировать номер.

Церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка, XVI век

Где есть

С едой беда. Большинство опций в меню любого рестика — это комбинации картошки и свинины в разной форме. В итоге мой рацион состоял из бесконечных драников, пельменей и борща (правда, все их умеют готовить отлично). Еще каким-то чудом в Беларуси почти везде есть приличный и спасительный стейк из лосося (рационально я никак не могу это объяснить). Поскольку своей любимой хипстерской колы без кофеина мне было не достать, то пил я квас и сбитень (они ничо). И мысленно абстрагировался от повсеместно плохого сервиса.

Агрегаторы для поиска еды работают еще хуже агрегаторов жилья. Мои любимые Гугл.Карты и Foursquare часто не могли посоветовать ничего приличного. Так что я даже стал спрашивать у хостов рекомендации, где поесть. В 34travel.me список рестиков был пободрее, но тоже толком не работал (однажды я пришел к новому рестику согласно их гиду в Полоцке, а там оказалось закрытое здание вокзала). Еще местные посоветовали приложение для доставки еды Menu.by. Ребята реально пару раз быстро привозили мне пиццу, но чтобы справиться с крэшами и косячным UI в их аппе вам потребуется стойкость и выдержка (у чуваков 2 звезды рейтинг в сторе).

Собственно, вот и все мои наблюдения про Беларусь. Трип получился дешевый (йеее!), колоритный (ух-ху!), местами дискомфортный (ну такое…) и похожий на роудмуви (а это вообще успех, я считаю). Так что берите тачку и срочно отправляйтесь в автопутешествие тоже.

Музей городского быта и истории Гродно

Мой топ мест и экспириенсов

Вместо заключения ловите мой субъективный топ самых крутых штук за поездку. Получилось по одному пункту на каждый день трипа:

  1. Суровая архитектура церкви-крепости в Сынковичах
  2. И почти такая же крутая церковь в Мурованке
  3. Трэшовое и угарное закрытие Славянского базара в Витебске
  4. Жующие траву зубры в Беловежской пуще
  5. День в Бресткой крепости. Тут и огромные советские монументы, и автомат с магнитиками, и раскопки древнего деревянного поселения
  6. Руины церкви в деревне Смоляны
  7. Джентрифицированная Октябрьская улица в Минске с граффити и хипстерами
  8. Неоготическая усыпальница Оржешко в лучах закатного солнца
  9. Гродно с историческим центром, Каложской церковью 12 века и двориком местного старьевщика-коллекционера
  10. Тур пьяного строителя по усадьбе Коссово
  11. Заброшенная усадьба Олешей, в которую можно забраться
  12. Костел в Черновцах с двориком из кипарисов и модельками военных самолетов в доме напротив
  13. Мрачные колокола Хатыни
  14. Заброшенная усадьба Горваттов, где учились мои дедушка и бабушка
  15. Музей Шагала в Витебске
  16. И наконец, крышка колодца в виде маленькой деревянной церкви :)

--

--

Alex Memus

Работаю продактом, веду подкаст про фантастику “Худо Не Было”: https://hugo-nebula.transistor.fm/